МОУ СОШ №4
г.о. Орехово-Зуево МО  

 

 
 
  ГЛАВНАЯ О ШКОЛЕ УЧАЩИМСЯ УЧИТЕЛЯМ РОДИТЕЛЯМ НОВОСТИ  
 
 

 

«Главная

.................................

«О школе

.................................

«учащимся

.................................

«учителям

.................................

«родителям

.................................

«новости

.................................

 

 

 

Программа питания

2012-2013 уч.г.

 


              МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕХОВО-ЗУЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ№4

____________Н.П. Чернышева

 30.08.2010 г.

«ПРИНЯТО»

Решением педагогического совета

МОУ СОШ №4

Протокол № ___ от 30.08.2012

 

  

Программа

«Развитие системы организации школьного питания  и формирование основ культуры
питания у подрастающего поколения»

 

ПАСПОРТ

школьной целевой программы

«Развитие системы организации школьного питания  и формирование основ культуры питания у подрастающего поколения  на 2012 – 2015 г.»

 

Наименование программы: школьная целевая программа «Развитие системы организации школьного питания  и формирование основ культуры питания у подрастающего поколения на 2012 – 2015г.»

 

Основание для разработки программы:

- закон Российской федерации «Об образовании»;

- Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»;

  • Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

  • Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

  • Закон Московской области от 27.07.2006 г. № 136/2006-ОЗ «Об образовании»

  • Закон Московской области от 19.01.2005 г. № 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в общеобразовательных учреждениях Московской области»

  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. № 45

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. № 24

  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»

  • Устав образовательного учреждения.

Разработчик программы: заместитель директора по ВР МОУ СОШ №4 Лаврова И.В.

Заказчик программы: Управляющий совет школы, родительский комитет школы, директор МОУ СОШ №4

Исполнители программы: МОУ СОШ №4

Цели программы: развитие системы организации школьного питания в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №4; сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение качества питания учащихся.

Задачи программы:

1) создание современной системы обеспечения детей школьного возраста горячим питанием с учетом внедрения новых технологий производства, нацеленных на сохранение и  укрепление здоровья детей;

2) обеспечение доступности горячего питания в МОУ СОШ №4 для всех школьников;

3) повышение уровня знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризация и повышение привлекательности здорового школьного питания

4) обеспечение высокого качества и безопасности питания детей в школе, в том числе улучшение рационального питания, расширение ассортимента продуктов питания;

5) совершенствование профессионально-кадрового состава работников и оснащение пищеблока технологическим оборудованием.

Планируемые результаты Программы

  • Улучшение качественного уровня организации школьного питания.

  • Обеспечение учащихся оптимальным питанием, соответствующим возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии.

  • Сохранение здоровья учащихся, снижение заболеваемости детей и подростков.

  • Увеличение охвата учащихся школьным питанием: в 1-4 классах до 100%, в 5-9 классах до 96%, в 10-11 классах до 100% (общий – 99%).

  • Увеличение охвата школьников горячим питанием: в 1-4 классах до 95%, в 5-9 классах до 60%, в 10-11 классах до 65% (общий – 73%).

  • Обеспечение бесплатным питанием 100% детей из семей социального риска.

  • Повышение информированности населения по вопросам школьного питания.

  • Модернизация и укрепление материально-технической базы школьной столовой.

харектеристика проблемы

и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы

 

Питание, являясь одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

Сегодня особенно актуальны вопросы повышения качества и доступности школьного питания, увеличения охвата организованным горячим питанием обучающихся; необходима организация мероприятий по внедрению новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания; развитие материально-технической базы предприятий, улучшение координации и контроля в сфере школьного питания.

Разработка Программы обусловлена наличием нерешенных проблем в области организации питания учащихся.

Школьная целевая программа «Развитие системы организации школьного питания  и формирование основ культуры питания у подрастающего поколения на 2012 – 2015г.» является продолжением мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости подрастающего поколения, совершенствование организации и улучшения качества питания, формирование у учащихся представлений об основах здорового питания, увеличение охвата учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений горячим питанием.

Цель настоящей Программы – развитие системы организации школьного питания в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №4; сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение качества питания учащихся.

Реализация Программы позволит обеспечить качественное функционирование и развитие системы питания, улучшение здоровья детей и подростков.

Проблемы с организацией горячего питания остаются достаточно актуальными. Поэтому остро стоит вопрос об увеличении доли учащихся, охваченных горячим питанием.

Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также сохранения и укрепления здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание каждого ребенка должно быть сбалансированным и полноценным: достаточным в количественном отношении и качественным по составу, а также покрывающим энергетические затраты ребенка. В связи с этим меню для школьного питания составляется с учетом требований СанПиН и согласуется с ТО Роспотребнадзора.

В соответствии с Постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево от 09.12.2010 г. № 1975 «О компенсации расходов на питание учащихся общеобразовательных учреждений городского округа Орехово-Зуево на декабрь 2010 года», приказом по Управлению образования от 09.12.2010 г. № 733 «Об организации питания школьников на декабрь 2010 года» и в целях социальной защиты учащихся обеспечиваются бесплатным горячим питанием за счет средств субвенции из фонда компенсации Московской области:

- дети из многодетных семей и из расчета 70 рублей на одного учащегося в день (завтрак на 25 руб. и обед на 45 руб.),

- дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, дети из семей социально риска из расчета 25 рублей (завтрак) на одного учащегося в день.

В 2012 году бесплатным питанием обеспечено 71 человек, что составляет 11% от общего числа  учащихся школы.

Реализация Программы позволит обеспечить качественное функционирование и развитие системы питания в школы, улучшение здоровья детей и подростков.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1)      приведение материально-технической базы школьного пищеблока в соответствии с современными  требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся школы;

2)      обеспечение 100 % охватом питания всех учащихся школы;

3)      улучшение качества школьного питания, обеспечение его безопасности, сбалансированности, внедрение новых технологий производства продукции школьного питания и методов обслуживания школьников;

4)      улучшение показателей здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для нормального роста и развития детей;

5)      формирование у школьников культуры питания и чувства ответственности за своё здоровье.

 

Основные направления осуществления мероприятий программы:

1)      развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение их санитарного состояния;

2)      обеспечение качественного и сбалансированного питания учащихся, в том числе организация щадящего и диетического питания школьников с учётом медицинских рекомендаций по его обеспечению;

формирование культуры школьного питания;

3)      организация просветительской работы и информационного обеспечения;

 

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Оценка социально-экономической эффективности  Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

- улучшить качество питания школьников за счет его сбалансированности, использования продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, модернизации материально-технической базы предприятий системы школьного питания;

- повысить доступность питания, увеличить охват питания школьников с 80 до 100 процентов;

- сформировать у школьников, их родителей и педагогов мнение о важности здорового рационального питания;

          - для реализации программы планируется ежегодное привлечение бюджетных и внебюджетных средств согласно плану реализации мероприятий Программы.

          - Развитие материально-технической базы школьного пищеблока в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся школы.

 

 Организация управления исполнением программы и контроль за ходом её реализации.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Управлением образования, территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в городах Орехово-Зуево, Электрогорск, Орехово-Зуевском, Павлово-Посадском районах (по согласованию) и школьной администрацией.

Управляющий совет, родительский комитет школы осуществляет контроль за качеством организации питания учащихся.

Администрация школы следит за использованием выделенных денег на реализацию данной Программы, а также занимается формированием заявок на финансирование мероприятий по выполнению Программы.

 

Источник финансирования:

1)      бюджетные средства:

- субсидия на питание;

- улучшение материально-технической базы пищеблока и обеденного зала;

2)      внебюджетные средства:

- приобретение посуды, инвентаря, дезинфицирующих средств.

 

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

      Основными целями программы являются:

·      Развитие на территории МОУ СОШ №4 системы организации школьного питания.

·         Обеспечение высокого качества и безопасности питания детей в школе, в том числе улучшение рационального школьного питания (по качественному и количественному составу).

·         Улучшение профессионально-качественного состава  работников школьных пищеблоков.

 

Важнейшими задачами Программы являются:

·         Анализ состояния организации питания в школе, выявление потребности в оборудовании школьного пищеблока в соответствии с их назначением, площадью, проектной мощностью.

·         Последовательная работа по оснащению технологическим оборудованием школьной столовой с полным технологическим циклом приготовления продукции.

·         Создание условий для организации школьного питания в соответствии с санитарными и санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) правилами.

·         Создание условий для дальнейшего повышения привлекательности и доступности школьного питания для всех обучающихся.

·         Достижение устойчивого функционирования школьного пищеблока в результате решения сформулированных в Программе задач.

 

Сроки реализации Программы – 2012 - 2015 годы.

 

Этапы реализации программы:

I этап – 2012г.  Организационный.

На данном этапе планируется:

1. Проведение качественной оценки меню школьных столовых.

2.Проведение анализа уровня заболеваемости школьников алиментарно-зависимыми заболеваниями и его связи с качеством питания детей в школе.

3. Разработка и утверждение в установленном порядке примерных меню для школьных столовых с учетом возрастных физиологических потребностей детей, а также климатических особенностей региона.

4. Детальный анализ оснащенности пищеблоков школьных столовых торгово-технологическим и холодильным оборудованием.

5. Разработка методических рекомендаций об осуществлении конкурсного отбора поставщиков продуктов для организации школьного питания.

6. Разработка и внедрение мер, направленных на улучшение информированности детей и их родителей в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.

7. Разработка системы мер, направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата учащихся горячим организованным питанием, в том числе за счет средств родителей.

8. Разработка системы показателей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения и органов управления образованием в организации питания учащихся.

9. Анализ полученных результатов и подведение итогов 1 этапа.

 

II этап  – 2013-2015 гг.  Реализация программы.

На данном этапе планируется:

1. Развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение их санитарного состояния.

2. Приступить к реализации разработанных на первом этапе Программы комплекса мер, направленных на повышение информированности детей, их родителей и педагогов в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.

           3. Внедрение в школе системы мер направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата обучающихся организованным горячим питанием, в том числе за счет средств родителей, а также осуществлять постоянный анализ эффективности принимаемых мер.

 

III  этап  – 2015.  Заключительный.

       На этом этапе обобщается накопленный опыт работы школы по данной теме, подготавливается отчет по содержанию, технологиям и результатам работы;

выделены проблемные вопросы и перспективы дальнейшего развития школы.

 

 

3.  Планируемые РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1. Обеспечение учащихся оптимальным питанием, соответствующим возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии:

- обеспечение питанием учащихся по единому утвержденному 10-дневному меню;

- утверждение ассортимента продукции, реализуемой в школьных буфетах;

- использование экологически безопасных продуктов, не содержащих ГМО в рационах питания обучающихся;

- внедрение проекта «Школьное молоко»;

- введение в меню школьников молочных и кисломолочных продуктов, обогащенными лактобактериями;

- введение в ассортимент буфетной продукции молочных и кисломолочных продуктов.

- использования в школьном питании рецептур блюд и кулинарных изделий, обеспечивающих рациональное питание школьников

- использования в питании школьников продуктов, обогащенных микро- и макронутриентами.

- проведение искусственной витаминизации третьих блюд в целях профилактики авитаминозов

- обеспечение учащихся качественной питьевой водой

2.  Повышение доступности питания для более широкого контингента школьников.

3. Расширение охвата горячим питанием учащихся

4. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся:

- организация питания школьников при обеспечении выполнения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-пидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и профессионального образования»

5. Проведение ежемесячного мониторинга охвата питанием школьников.

6. Осуществление контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья.

7. Создание современной материально-технической базы для организации производства и обслуживания: использование современного технологического оборудования, инвентаря, посуды, специализированной мебели:

- организация работ по ремонту, реконструкции, техническому и технологическому оснащению школьных столовых современным высокопроизводительным оборудованием;

- ремонт обеденных залов муниципальных общеобразовательных учреждений;

- оснащение столовой кухонным инвентарем, столовой и кухонной посудой (обновление)

8. Формирование культуры здорового питания, организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания:

- организация просветительской работы среди родителей, проведение родительских собраний по актуальным темам организации питания, беседы со специалистами;

- оформление и обновление стендов для родителей с актуальной информацией;

- выделение информационного поля на сайтах МОУ для регулярных рубрик, отражающих вопросы рационального питания, особенности питания детей и подростков;

- организация внеклассной работы в 1 – 6 классах по курсу «Разговор о правильном питании»

- обучение школьников культуре и основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, технологии

- проведение внеклассных занятий и бесед с детьми по проблемам здорового питания;

- участие в конкурсе на лучшее занятие по теме «Я ем, чтобы быть здоровым!» среди учащихся;

- участие в городской выставоке-дегустации школьного питания, смотре-конкурсе «Самый вкусный завтрак», «Самый вкусный обед»

 

4. Состав, форма и сроки предоставления отчётности о ходе реализации мероприятий Программы

 

Заказчик Программы ежегодно готовит годовой отчет о реализации Программы

После окончания срока реализации Программы заказчик Программы представляет итоговый отчет.

Годовой и итоговый отчет о реализации Программы должны содержать:

а) аналитическую записку, в которой указываются:

- степень достижения запланированных результатов и намеченных целей Программы;

- достигнутые в отчетном периоде измеримые результаты;

- общий объем фактически произведенных расходов;

- оценка эффективности реализации Программы.

б) таблицу, в которой указываются :

-  по мероприятиям, не завершенным в утвержденные сроки, - причины их невыполнения и предложения по дальнейшей реализации.

По показателям, не достигших запланированного уровня, приводятся причины невыполнения и предложения по их дальнейшему достижению.

 

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ МероприятиЙ ШКОЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Развитие системы организации школьного питания и формирование основ культуры питания у подрастающего поколения на 2012 – 2015»

 

            Для достижения целей и решения задач Программы предусматривается осуществление мероприятий по следующим основным направлениям:

1. Развитие материально-технической базы школьного пищеблока.

2.  Обеспечение качественного сбалансированного питания.

Необходимо выполнение требований к школьному рациону, обед должен составлять 45% -  от суточной потребности. Обеды в школе в сумме по энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов должны составлять 55-60% от рекомендуемых суточных физиологических норм потребления. В рацион должны входить только продукты с высокой пищевой и биологической ценностью, он должен быть дифференцирован по своей энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста  (группы 7- 10 лет) и (группы  11-17 лет).

 Необходимо восполнять дефицит витаминов и других микроэлементов в школьном питании за счёт корректировки рецептуры и технологии приготовления пищи, обеспечить всех школьников одноразовым сбалансированным горячим питанием по рационам, обогащённым витаминами и микроэлементами. Удовлетворять потребности детей и подростков в двухразовом питании по полностью сбалансированным рационам, а также значительно расширить охват платным горячим питанием учащихся, не относящихся к льготным категориям за счёт средств родителей.

3. Формирование культуры школьного  питания. Просвещение школьников и их родителей по основам правильного питания, воспитания у них культуры питания и ответственности за своё здоровье через организацию классных часов, педсоветов, родительского всеобуча и конференций.

5. Участие в конкурсах по организации школьного питания.

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Наименование мероприятия

Ответственный

Раздел 1. Совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности
и обеспечение безопасности питания

1.1 Повышение процента охвата школьным и горячим питанием обучающихся

Зам.дир. по УВР

1.4 Внедрение проекта «Школьное молоко»:

-        обеспечение молоком учащихся 1 классов, посещающих группу продленного дня;

-        введение в меню школьников молочных и кисломолочных продуктов, обогащенными лактобактериями;

-        введение в ассортимент буфетной продукции молочных и кисломолочных продуктов.

Администрация.

1.5 Проведение искусственной витаминизации третьих блюд в целях профилактики авитаминозов:

-        введение витамина «С» в третьи и сладкие блюда

Зав. производством

1.6 Использование экологически безопасных продуктов, не содержащих ГМО в рационах питания обучающихся:

-        включение в договор на организацию питания данного условия

Зав. производством

1.7 Совершенствование организации питьевого режима:

-        обеспечение учащихся качественной питьевой водой

Администрация.

1.8 Повышение доступности питания для более широкого контингента школьников:

-        обеспечение бесплатным горячим питанием льготных категорий учащихся (дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дети из семей, и дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации);

Администрация.

1.9 Совершенствование системы мониторинга питания и физического развития обучающихся:

-        ежемесячный мониторинг охвата питанием школьников;

-        контроль за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Зам.дир. по УВР

1.10 Осуществление контроля за использованием средств, выделенных на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся

администрация

2. Развитие современной материально-технической базы для организации
питания и обслуживания учащихся

2.1 Организация работ по ремонту, реконструкции, техническому и технологическому оснащению столовой современным высокопроизводительным оборудованием

Завхоз

2.2 Ремонт обеденного зала.

Завхоз

2.3 Оснащение кухонным инвентарем, столовой и кухонной посудой

Завхоз

3. Организация просветительской работы и информационного обеспечения

3.1. Организация просветительской работы среди родителей.

Проведение родительских собраний

Беседы со специалистами.

администрация

3.2 Оформление и обновление стендов для родителей с актуальной информацией:

1. Меню на сегодня.

2. Мероприятия по витаминизации на сегодня.

3. Статьи по темам «Беседы о питании»

администрация

3.3 Выделение информационного поля на сайте для регулярных рубрик, отражающих вопросы рационального питания, особенности питания детей и подростков. Пропаганда рационального питания, как залога здоровья детей и подростков.

администрация

3.4 Организация внеклассной работы в 1 – 6 классах муниципальных общеобразовательных учреждений по курсу «Разговор о правильном питании»

администрация

3.5 Формирование у детей и подростков рационального пищевого поведения и знаний об основах здорового питания:

· обучение школьников культуре и основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, технологии

учителя

3.6 Проведение внеклассных занятий и бесед с детьми по темам: «Я ем, чтобы быть здоровым!», «Здоровье – мое самое большое богатство», «Культура и эстетика питания», «Быть здоровым – значит быть востребованным на современном рынке труда»

Классные руководители, зам директора ВР.

3.7 Участие в конкурсе на лучшее занятие по теме «Я ем, чтобы быть здоровым!» среди учащихся

Классные руководители, зам директора ВР.

3.8 Участие в городских выставках-дегустациях школьного питания, смотрах-конкурсах «Самый вкусный завтрак», «Самый вкусный обед»

Зав. производством

3.9 Проведение конкурса стенгазет о здоровом питании

Классные руководители, зам директора ВР.

3.10 Анкетирование среди учащихся по вопросам организации питания

Классные руководители

3.11 Анкетирование учащихся, родителей, администрации, учителей  с целью улучшения организации горячего питания в школе.

Психолог

 


 

 
     
     
 

ГЛАВНАЯ  |  О ШКОЛЕ  |  УЧАЩИМСЯ  |  УЧИТЕЛЯМ  |  РОДИТЕЛЯМ  |  НОВОСТИ  |